the_acomys (the_acomys) wrote,
the_acomys
the_acomys

Category:
  • Music:

Антону Чивчалову о Библии.

http://chivchalov.blogspot.com/2011/07/blog-post.html

Было высказано следующее:

"Если бы человек полностью, всем сердцем поверил в то, о чем читает на страницах Библии, если бы поверил во всемогущего и доброго Бога, который может и хочет ему помочь, то его жизнь изменилась бы на 180 градусов. Вся его система ценностей и приоритетов, весь уклад жизни, отношение к миру, людям, проблемам, самому себе – все было бы сотрясено до основания, перетасовано и выстроено по совсем другим лекалам."

Что же. Предположим, что слушатель либо читатель этих слов проникся ими и открыл Библию с целью поверить.

Что он там увидит?

Во-первых, поэтичное, но не очень-то логичное повествование о творении Богом неба, земли, растений, животных и человека. Современным представлениям о Земле, ее истории и обитателях оно категорически не отвечает, и потому только так и может рассматриваться - как поэзия. В истории "грехопадения" угадывается аллегорическая притча о взрослении.

Далее начинается длинный, но всё равно обрывочный рассказ про легендарного прародителя евреев и про приключения его потомков. На протяжении следующих книг читателя ожидает долгая и нудная повесть о том, как должна выглядеть палатка для поклонения, как разделывать животных для разнообразных жертв, во что одевать священников, - перемежаемая общественно-нравственными вкраплениями.

За сим идёт криптоистория еврейского племени, значительную часть которой занимают приключения Давида Иессеева.

Ещё нас ожидают странная история просветления страдальца Иова, сборник пафосных, но потешно архаичных гимнов, книга притч Соломона, которую уместнее назвать книгой наблюдений капитана Очевидность, топорно сработанную эротическую поэму с горделивым названием "Песнь песней" и неожиданно скептичную книгу Экклезиаста, автором которой ставится под сомнение необходимость морального развития и чуть что не собственно вера в Бога.

Огромный по объему и очень трудно читаемый блок Пророков почти полностью состоит из речей, более всего напоминающих политические памфлеты. Возможно, они и были актуальны, но в той обстановке, в которой читались. Там встречаются курьёзы, - например, о том, как пророк Исайя рождал детей с "говорящими" именами, как будто без этого не имел возможность произнести очередную банальность. Или как он же ходил голым некоторое время, - наверное, сограждан это сильно вразумляло. Всё это выглядело бы даже забавно, если не кровожадность других фрагментов.

Ну и затем - переходим к Евангелиям, чей центральный персонаж Иисус Христос рождается непосредственно от Бога, в лучших греческих традициях, и затем занимается проповеднической и целительской практикой. Его учение, на первый взгляд впечатляющее, на поверку оказывается всего лишь парафразом ветхозаветных норм (помните про общественно-нравственные вкрапления?) и в меньшей части - учений известных раввинов того времени. Затем он, отчасти по собственной инициативе, бывает казнен, а после - воскресает. История казни и воскресения изобилует странными деталями, а воскресший Иисус на удивление апатичен, почти ничему не учит и никаких чудес не делает. Потом он возносится с земли (стало быть, было это воскресение или его не было, - всё равно).

Тем не менее, ученики его основывают в Иерусалиме христианское собрание, некоторое время занимются распространением этого учения, а затем инициатива почему-то переходит к странному человеку Савлу (по ходу повествования немотивированно меняющего имя на Павел). История обрывается моментом, когда Павел, арестованный в Иерусалиме, попадает в Рим и поселяется в его пригороде.

Далее следует блок писем апостолов церковным собраниям, полных обычных эпистолярных умолчаний и условностей и вообще непонятно для чего обнародаванных.

Ну и завершается книга Откровением Иоанна, повествующей о близком окончании времён. Отчасти она списана с финала книги Иезекииля, отчасти повествует о бедствиях и прочих знаковых событий (некоторые похожи на астрологические наблюдения), отчасти обличает некий великий город, в котором прозрачно угадывается Рим. Да, да, тот самый, где ранее укрылся Павел.


Предположим, что читатель поверил всему этому. Что все в Библии правда. Что Бог создал людей последними, после растений и животных, а затем, уйдя на отдых, сотворил их снова - уже перед появлением растений и животных. Что евреи не едят "жилу на суставе бедра" в память о ранении патриарха. Что у Моисея, чудом избежавшего геноцида детей, спустя много лет появился родной брат. Что Моисей же однажды, разбив скрижали с заповедями, бросился резать своих же соплеменников, - в то время, как на скрижалях, кроме прочего, было написано "Не убивай". Что Давид, "когда несшие ковчег Господень проходили по шести шагов, приносил в жертву тельца и овна". Что Исайя пообещал земле Едома вечное запустение и непрестанные пожары, а Амос неожиданно заявил, та самая палатка, что евреи носили по пустыне, принадлежала вовсе не Иегове, а некоему Молоху. Что Иисус учил своих учеников не иметь второй одежды и что есть немытыми руками не скверно, а Павел - что женщинам при молитве надо покрывать голову. Что Павел и Иоанн кого-то (уж не друг ли друга?) называли лжеапостолами и всячески кляли. Что, наконец, упомянутый Иоанн видел в видении саранчу, видом подобную коням и с человеческими лицами...

Но... какое все эти архаичные и путанные истории имеют отношение к нашему читателю?

Кто поскептичнее, закроет книгу и пожмёт плечами. Оно конечно, примеры Иова и Авраама впечатляют. Ещё более впечатляет Иеффай, который принёс-таки свою дочь во всесожжение (почему-то Иегова пожадничал ему ангела-предохранителя). Впечатляет и Давид, окроплявший постель свою слезами покаяния за страшный грех, предварительно на этой же постели оттискав красавицу, ради секса с которой на тот грех и пошёл. Вот такая вот библейская мораль, - и своего добейся, пусть даже преступлением, и отношений с Богом не замарай. Что, конечно, удобнее всего, когда ты - царь. Пример же апостола Павла показывает нам, что для вхождения в круг апостолов, надо понастырнее себя таковым называть, а со всамделишными апостолами - поменьше пересекаться.

Кто понастойчивее, станет докапываться до сути некоторых странностей - и ему откроется нечто ещё более странное. Ну, скажем, что евангелие от Иоанна вряд ли когда-либо было написано на иврите.

Ну, а кто-то попадёт в церковь. И "узнает" о Библии нечто такое, что просто так не узнал бы.

Вообще, как ни странно, именно верующие люди выказывают недоверие к библейскому тексту. Приведу два примера.

Во-первых, упомянутая история с Иеффаем. Поверивший Писанию грустно кивнёт головой - да, воевода дал страшный обет и его исполнил, и его дочь перед тем, как пойти на всесожжение, оплакивала девство. А верующий возмутится, как мол так, почему девство, а не жизнь? И заменит в своём понимании всесожжение (то же самое слово, что и в истории Авраама и Исаака) на какое-то женское монашество, нигде более не упомянутое.

Во-вторых, воскрешение дочери начальника. Верующие христиане видят в Иисусе Христе кто Бога, кто его сына с фактически Божьими полномочиями, полного готовности исцелять, воскрешать и вообще всячески чудотворить. Так вот, судя по евангельским текстам, исцелял он много и без видимых усилий, - а вот воскрешения мёртвых ему как-то не давались, такие события можно пересчитать по пальцам и практически все они какие-то сомнительные. Вот и здесь, Иисус ясно говорит "не умерла девица, но спит", а всё христианство твердит в один голос - мол, Спаситель солгал, на самом деле девица умерла, а он её воскресил. Фраза же эта, по мнению верующих, означает, что воскресить мёртвого для него плёвое дело, как спящего разбудить. Как будто не было бы убедительнее, если бы он просто воскресил её, не произнося таких слов. Да и воскресить, например, Иоанна Крестителя он даже не подумал...

Ещё наш читатель с удивлением узнает, что, оказывается, Бытие 3:15 - пророчество (хотя этот стих больше нигде в Библии не вспоминается и вообще не соответствует описаниям пророчеств, например, 2 Петра 1:21). Что Нимрод, о котором вскользь упоминается как о завоевателе и вошедшем в поговорку зверолове, был большим злодеем и строителем Вавилонской башни (дотошный собрат нашего читателя найдёт мидраш, на котором основывается данное мнение). Что зло происходит от предвечного бунта в мире ангелов, о котором канонический текст не сообщает вообще ничего, а Сатана, который мыслится христианами антагонистом Бога, в Библии выполняет его, Бога, поручения...

В общем, доверия Библии среди верующих христиан искать не стоит. Иное дело, что пришедшего в христианское собрание действительно наверняка замотивируют к "изменению жизни на 180 градусов" (для создания иллюзии "новой жизни"), но к Библии это не будет иметь прямого отношения. Разумеется, ни в одной церкви нашего героя не научат приносить в жертву сына или дочь, как Авраам и Иеффай, или вступать в законный брак по "технологии" Давида и Вирсавии.

Ну и последнее.

"Он живет для себя, для своих удовольствий, для своих физических потребностей, по своим собственным спонтанно сложившимся представлениям о жизни, впитанным из случайных источников – обычно это винегрет из школы, телевизора и мнения соседей."

Автор цитаты упустил из виду, что Библейское повествование почти не рассказывает нам о простых людях. Ведь Авраам, в какой-то мере, тоже использовал Бога в своих целях - сделаться начальником собственного племени, для тех времён это дорого стоило. Потом уже, вскользь, мы узнаём, что патриарх был богат и успешен, что он был хитёр (например, дважды "подставляя" свою жену в качестве сестры) и вообще действовал, скорее, в своей канве. Не исключено, что Бог для него был просто мотивирующей идеей.

О Давиде я мог бы рассказывать долго и упорно, но ограничусь лишь тем, что он тоже умер успешным человеком, - пробираясь к своей цели, в буквальном смысле, по трупам.

Ну и Христос, да и Пётр - не стали бы тем, чем стали, без определённой харизмы.
Вот и получается, что вера действительно может сдвинуть горы.
В исполнении целенаправленных и успешных людей.

Но с другой стороны - вера им для этого совершенно не обязательна. Как топор в каше...
Tags: Библия, блогосфера
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment